Программа речевой реабилитации
Нарушения речи после инсульта являются вторым по значимости и распространенности дефектом после двигательных расстройств. Афазия возникает у 36%, перенесших инсульт. Может нарушаться собственная речь (способность произносить), понимание обращенной речи или память на соответствие слова и образа. В связи с этим, различают три основных типа афазии:
— Моторная. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее, но не способен правильно произнести ответ. Он знает, что хочет сказать, но не можете это сделать. Речь напоминает несвязанные звуки.
— Сенсорная. Человек не может понять обращенную к нему устную и письменную речь Он слышит, как кто-то говорит, или видит печатный текст, но не может понять смысл слов, значение букв. Соответственно, отсутствует и самоконтроль речи, которая лишена смысла и представляет «словесную окрошку».
— Амнестическая. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. Он затрудняется с подбором и использованием правильных слов для обозначения некоторых людей, предметов, мест или событий, словарный запас ограничен.
Работа логопеда требует комплексного подхода к восстановлению нарушений и, как правило, включает в себя четыре основные (обязательные) направления и ряд вспомогательных (при необходимости).
Восстановление собственно речевой деятельности (понимание, произнесение, структура высказывания)
Задания, упражнение на развитие понимания речи, повторной, диалогической, самостоятельной речи. Упражнение на развитие слухоречевой памяти. Речевые упражнения на преодоление дизартрии и диспраксии. Работа с предметными карточками, лото, логопедическими играми. Дыхательная гимнастика.
Восстановление функционирования лицевой мускулатуры
Логопелический массаж лицевых мышц — классический, точечный, зондовый. Зондовый массаж языка. Артикуляционная гимнастика. Комплексы специальных упражнений. Приемы самомассажа.
Восстановление мелкой моторики
Массаж классический, точечный, зондовый. Комплексы специальных упражнений.
Нейропсихологическая коррекция мозговой деятельности
Комплексы нейрореабилитационных упражнений для активизации деятельности
мозга, развития межполушарного взаимодействия.
Чтобы нарушенные функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций вместо пораженных участков.В зависимости от выявленных нарушений составляется индивидуальная программа речевой реабилитации. Конкретная методика логопедической коррекции, как правило, не имеет принципиального значения, в то время как частота и интенсивность занятий достоверно влияют на прогноз.
Если лечение нарушений речи начато сразу же, вероятность восстановления речи после инсульта высокая. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления, но всегда остается вероятность, что дефекты в том или ином объеме сохранятся.
- Коррекция чтения
- Коррекция письма
- Коррекция гнозиса, памяти
- Коррекция мышления
- Коррекция ориентации в пространстве
- Нормализация речевого дыхания
- Нормализация функции глотания (преодоление дисфагии)
- Нормализация слюноотделения (саливации)
Перед первым приемом у логопеда-афазиолога, пациент должен пройти консультацию у врача-невролога, который дает заключение:
- о локализации повреждений головного мозга;
- о нарушениях в работе ЧМН;
- о прочих нарушениях в нервной системе, прямо или косвенно влияющих на речь.
На первом приеме у логопеда, пациент должен иметь выписку из истории болезни с места первичной госпитализации и документы (при наличии) о прохождении лечения и его результатах Если пациент может писать, необходимы образцы переписывания короткого (3-5 предложений) текста и письма под диктовку.
В процессе речевой реабилитации, логопед-афазиолог взаимодействует со следующими специалистами: